Коллекции музея

Коллекции -> Декоративно-прикладное искусство
Декоративно-прикладное искусство
Дополняют представление о древнерусском искусстве декоративно-прикладные произведения – оклады, кресты, складни. Коллекция русского и западноевропейского декоративно-прикладного искусства, утраченная во время войны, заново была создана в послевоенный период усилиями научных сотрудников. Значительная часть собрания русского искусства это изделия из фарфора и стекла. Наиболее ранние изделия относятся к XYIII веку. Наряду с ординарными предметами музей хранит ряд уникальных экспонатов, отмеченных высокими художественными и техническими достоинствами: лоток императорского завода, бокал с лепными цветами и ваза с морским пейзажем и другие. Как ни в каком другом искусстве в декоративно-прикладном соединились польза и красота, неся в себе доступность и простоту, соединенные совершенной формой и изысканным декором. Собрание музея украшают предметы западноевропейского декоративно-прикладного искусства – образцы Дельфтского фаянса, изделий Мейсенской и Севрской фарфоровых мануфактур, заводов Берлина и Вены, итальянской фабрики Джинори и английского Веджвуда. Великолепная ваза – часы второй половины XIXв., повторенная с формы 1760г. Новым Мейсоном. Её украшают динамичные фигуры, изображающие греческих богов Гефеста и Прометея, изящные амуры, лепные цветочные гирлянды. Все исполнено с прекрасным чувством материала, особенности которого подчеркнуты росписью ярких сочных тонов. Особую славу восточной части коллекции составляет фар­фор, секрет изготовления которого открыт здесь на 1100 лет раньше, чем в Европе, в VII веке. В составе коллекции выделяются несколько уникальных произве­дений вы­сококачественного фарфора периода "правления трех императоров" начала династии Цин (1662 - 1795 гг.) – это цилиндрическая ваза с росписью в гамме "зеленого семейства", блю­до с декором в технике "фэньцин" – брыз­ганого кобальта и ваза с шаровидным туловом, украшенная цветочным орна­ментом «розового семейства». Музей располагает интере­сны­ми образцами китайского бронзового литья XVIII века – куриль­ницами, предназначенными для возжигания благовоний. Дополняет характеристику культуры XVIII - XIX веков не­большая коллекция табакерок - флакончиков из горного хрусталя, фарфора, агата, цветного стекла и нефрита разных отте­нков. Резьба по слоновой кости представлена произведениями кон­ца XIX - начала XX веков. Традиционная для Китая техника резного лака, предполагающая нанесение от 38 до 200 слоев лака на предварительно загрунтованную поверхность, представлена в собрании вазой, датируемой концом XIX- на­чалом XX веков. В собрании декоративно-прикладного ис­кусства Японии наи­больший интерес представляют миниатюрные скуль­пту­ры нэцкэ. В традиционном японском костюме, не имеющем карманов, они служили приспособления­ми-противовесами для удержания носившихся на поясах коробочек - "инро" с печатями, лекарствами, амулетами, ключами и другими мелкими предметами. В музее хранится прекрасный образец «танто» - меча, кото­рые носили самураи, вышедшие в отставку, а также жены самураев, в нож­нах из слоновой кос­ти, относящийся к периоду Токугава (1615 - 1868 гг.) и датируемый концом XVIII – началом XIX вв. Дополняют экспозицию япо­н­­с­кой резной кости настольные скульптуры "окимоно" конца XIX - начала XX вв. Наряду с Китаем и Японией музей формирует коллекции про­изведений искусства и других стран Востока, включаемые в экс­позиции разнообразных выставок. Произведения восточного искус­ства - свидетельства эстети­ческого вкуса, высокого мастерства и вер­ности вековым традици­ям их создателей.
Альбомы