СОБЫТИЯ, НОВОСТИ, АНОНСЫ

Лекция «Архитектурные фантазии о Вечном городе» 5 октября в 15.00

Лекция «Архитектурные фантазии о Вечном городе» 5 октября в 15.00

5 октября в 15.00 в Ростовском областном музее изобразительных искусств (пр.Чехова,60) состоится лекция «Архитектурные фантазии о Вечном городе», открывающая осенний цикл городского лектория «История и художник. XVIII-XIX вв.».

В XVIII веке завершающим этапом в образовании и воспитании молодых людей из аристократических семей был Гран-тур в Италию, прежде всего, в Рим. Знание архитектурных достопримечательностей Рима доказывало принадлежность к элите, положение на вершине общества. Данное явление вызвало повышенный интерес аристократии к жанру ведуты – архитектурным пейзажам с изображением руин античного Рима и площадей Вечного города с дворцами и фонтанами. Картинами, привезенными из путешествий, украшали дворцы и загородные дома.

Мастером пейзажа-ведуты в начале XVIII века был Джованни Паоло Панини (1692-1765) – итальянский живописец эпохи рококо. Римские ведуты Паннини часто совмещались с изображениями городских празднеств, церемоний. Художник наполнял грандиозное пространство своих полотен узнаваемыми образами римских палаццо, площадей, соборов и фонтанов сопоставляя его с детальнейшей характеристикой участников знаменательных событий.
Особенно часто в архитектурных композициях Паннини встречаются руины античных памятников, которые художник собирает вместе из различных частей Рима. Этот особый жанр пейзажной живописи, изображающий архитектурные фантазии художника, получил название – каприччио. В картинах Паннини в разных комбинациях и ракурсах изображаются и свободно сопоставляются одни и те же памятники античности: обелиски и колонны, известнейшие скульптуры и саркофаги, Колизей, арка Септемия Севера, Пантеон. В «пейзажах руин» художник исполняет классицистически-романтические вариации с игрой света и тени на разбитых колоннах. Уникальная идея Паннини, позволяющая в одном произведении объединить памятники императорского Рима была невероятно популярна, художник многократно повторял свои самые известные произведения.

Также, излюбленной жанровой разновидностью городского пейзажа Паннини стала так называемая «галерея», фантастический вид интерьера музея, в котором собраны картины с видами древнего или современного Рима.

Свой гимн римской архитектуре посвятил последователь Паннини, Джованни Баттиста Пиранези. Но, он не был живописцем, он известен как талантливый художник-гравёр и мастер офорта, а также архитектор, искусствовед, коллекционер древностей и археолог.

Сочетая техники резцовой гравюры и офорта, Пиранези создавал невероятные по техническому исполнению, выразительные и тонко проработанные гравюры с видами Рима, архитектурных памятников, античных статуй из папских коллекций. Среди самых известных серий гравюр Пиранези: «Разные виды Рима античного и современного», «Римские древности времён Первой республики и первых императоров», «Марсово поле античного Рима».
Главной мотивацией при создании этих офортов было желание автора, как археолога, задокументировать и сохранить в иллюстрациях разрушающиеся древние памятники Рима. В гравюрах Пиранези есть и текстовая информация, которая важна как свидетельство времени, показывает уровень знаний XVIII века о памятниках.

Работы Пиранези выполнены с поражающей фотографической точностью и в необычной манере. До сих пор некоторые считают, что это не может быть выгравировано, предполагают, что это поздние фотографии, подделанные под гравюры. Но сохранились медные доски, с которых делались эти оттиски. Они хранятся в Центральном институте графики в Риме (Istituto Centrale per la Grafica).

Мы приглашаем слушателей городского лектория совершить экскурсию по Вечному городу, страницам истории его уникальной архитектуры через знакомство с мастерами архитектурных пейзажей XVIII века.

Лектор – заведующая научно-просветительским отделом РОМИИ Гордеева Лариса Владимировна.

Стоимость билета – 350 р.
Тел. 201-39-82, 266-45-14
сайт музея  romii.ru
г. Ростов-на-Дону, пр.Чехова, 60.                                                                                    





Возврат к списку