СОБЫТИЯ, НОВОСТИ, АНОНСЫ

Лекция «Илья Репин» 25 марта

Лекция «Илья Репин» 25 марта

25 марта в 15.00 в Ростовском областном музее изобразительных искусств (пр. Чехова, 60) в рамках Городского лектория состоится лекция «Илья Репин» из цикла «Гордость и слава Академии», посвященного году педагога и наставника.

"Искусство я люблю больше добродетели, больше, чем близких, чем всякое счастье жизни. Люблю тайно, ревниво, как старый пьяница — неизлечимо", — писал о своем призвании Илья Ефимович Репин.

Родился художник в городе Чугуеве Харьковской губернии, 5 августа (по новому стилю) 1844 года. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате». За время службы в Чугуевском уланском полку Ефим Васильевич успел поучаствовать в трёх военных кампаниях, имел награды. Связь с родным городом и Слободской Украиной Илья Репин пытался сохранять до конца жизни, а украинские мотивы занимали важное место в творчестве художника.

В одиннадцать лет мальчика, проявлявшего художественные способности, отдали в школу топографов, затем — в иконописную мастерскую. Работая в иконописной артели, он копил деньги, чтобы поступить в Академию художеств.

В 1863 году Репин приехал в Санкт-Петербург, но в Академию его не приняли: недоставало мастерства. Молодой человек начал учиться в вечерней рисовальной школе, и через некоторое время добился права посещать Академию как вольнослушатель. В рисовальной школе Общества поощрения художников познакомился с Иваном Крамским, надолго ставшим его учителем и другом.

В 1870 году путешествовал по Волге, выполняя этюды и наброски, в том числе к картине «Бурлаки на Волге». Эта работа сделала его знаменитым. Шедевр заметили не только в России, но и в Европе, куда художник с семьей (женой и маленькой дочерью) отправился в 1872 году в академическую пенсионерскую поездку. Проведя за границей вместо положенных шести лет всего три года, Илья Ефимович вернулся в Россию. На родине умы покоряло Товарищество передвижных выставок во главе с Крамским, и Репин вошёл в их ряды. В это же время становится членом Абрамцевского кружка Саввы Ивановича Мамонтова. С передвижниками связаны поистине золотые годы его жизни. 17 лет, за которые были созданы «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван». Репин — один из немногих русских художников XIX века, в творчестве которых нашел свое выражение героизм русского революционного движения. Репин умел необыкновенно чутко и внимательно увидеть и изобразить на холсте различные стороны русской социальной действительности того времени. Эволюция его творчества неотделима от социально-исторического развития страны. «Отрицать Репина — значит отрицать Россию», — писал о художнике Корней Чуковский.

Пришел настоящий успех, его работы вызывали огромный интерес у публики. Художник купил поместье в Витебской губернии, где подолгу жил с семьей. От первого брака у художника было четверо детей.

В 1893 году Репин получил звание профессора живописи. В 1894 году вернулся в Академию художеств в качестве руководителя живописной мастерской. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем». Помня о том, что ученичество — это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах. Самым талантливым учеником Репина был Валентин Серов, с юношеских лет живший в семье художника.

Созданное Репиным можно условно «уложить» в три группы произведений, которые все вместе рождают непростой, но целостный образ России. Первая линия связана с образом народа, толпы, религиозного или революционного шествия. Вторая поднимает проблемы личности, включая вопросы жизненного выбора и предназначения человека, которые сводятся к более широкой проблеме смысла одной человеческой жизни. И третья линия представляет лицо эпохи через портреты современников. Репин — выдающийся мастер портретного искусства. Поистине новаторским произведением живописи стал колоссальный групповой портрет «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года». Картина была заказана государем к столетию Госсовета. Придя на заседание, мастер воодушевился красочным зрелищем: на красном фоне ковров и кресел в полукружье белых колонн яркими пятнами горело золото на чёрных мундирах и голубые андреевские ленты. Вынужденный работать быстро, он постепенно выработал особую манеру односеансного письма. По существу это — потрясающие наброски кистью, почти мимолётные впечатления, но в то же время они и синтез многолетних пристальных наблюдений.

Репин не уставал настаивать на многосложности художественных произведений, предоставляя зрителю полную свободу выбора при восприятии полотна. И каждое поколение замечает в его искусстве нечто свое, доступное только его времени. Художник погружает частное явление в стихию «первоначал», архетипов, обращаясь к глубинам человеческой памяти, и через них создает целостный образ мира.

В 1899 году в дачном поселке Куоккала, на Карельском перешейке Репин купил усадьбу, названную им «Пенаты», куда окончательно переселился вместе с Натальей Борисовной Нордман в 1903 году. Второй брак художника закончился трагически, его молодая жена умерла в 1914 году от туберкулеза в клинике для бедных в Швейцарии. К своему 70-летию он подошел в начале Первой мировой войны, встретил «окаянные дни» двух революций, пережил большинство друзей, товарищей-художников. Никуда не выезжая из России, он стал в 1918 году жителем Финляндии. Находясь в невольной эмиграции, художник чувствовал себя русским, интересовался жизнью большевистской России, остро переживая происходящее.

Несмотря на сложные условия и тяжелую окружающую обстановку художник продолжал жить искусством и заботой о близких. Репин до конца своих лет нес груз обязанностей по содержанию не только взрослых детей, но и об их домочадцах, забота о внуках также была возложена на его плечи.
Только в работе находил стареющий Репин радость. С возрастом почти отказала правая рука — художник начал работать левой. А когда совсем не смог держать палитру, вешал ее на шею.

В 1930 году 86-летний художник скончался и был похоронен в парке усадьбы Пенаты в своем саду, как он завещал... Репину всегда казалось забавным, что из окна мастерской он видел место своего последнего пристанища, где и сегодня стоит простой деревянный крест. Последней картиной, над которой он работал была «Гопак. Танец запорожских казаков». В самозабвенности танца — репинское понимание самой сути жизни.

В 1948 году Куоккала, вошедшая по итогам Второй мировой войны в состав СССР, была переименована в Репино.

При работе над лекцией использованы материалы из медиатеки ИОЦ «Русский музей: виртуальный филиал»:
видеофильм «Илья Репин. Торжественное заседание Государственного совета» (фильм 1-2) https://rusmuseumvrm.ru/data/mediateka/istoriya_odnoy_kartini_ilya_repin_torzhestvennoe_zasedanie_go...
виртуальный тур «Илья Ефимович РЕПИН. К 175-летию со дня рождения» https://rusmuseumvrm.ru/online_resources/virtual_tours/virtualniy_tur_repin/index.php
Лектор – младший научный сотрудник Дудникова Лидия Николаевна.

Стоимость билета –200 руб.
Тел. 201-39-82, 266-45-14
г. Ростов-на-Дону, пр. Чехова, 60

* И. Е. Репин. Заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения. 1903. ГРМ
https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/painting/19_20/zh_4088/index.php



Произведения из собрания Ростовского областного музея изобразительных искусств:
И. Е. Репин. Женский портрет. 1878-1879. РОМИИ Портрет актрисы Л.Н.Сазоновой-Шуваловой. 1899 РОМИИ И. Е. Репин. Портрет И.И.Шамшина. Этюд к картине Заседание Государственного Совета 1902. РОМИИ





Возврат к списку