Лекция «Предвестник романтизма». Томас Гейнсборо

Все

Лекция «Предвестник романтизма». Томас Гейнсборо

Лекция «Предвестник романтизма». Томас Гейнсборо

9 апреля в 15.00 в Ростовском областном музее изобразительных искусств (пр. Чехова, 60) открывается новый цикл лекций «Души неистовый порыв…», посвященный эпохе романтизма в живописи.
Первая лекция  цикла рассматривает жизнь и творчество   предвестника и вдохновителя этой эпохи – английского художника Томаса Гейнсборо. Он жил и творил задолго до эпохи романтизма, выработанный им живописный язык тесно связывает автора с эпохой рококо. Но эмоционально, страстной любовью к природе, пристальным вниманием к переживаниям и чувствам своих героев, мастер предвосхитил эпоху романтизма.
Художественный стиль Гейнсборо представляет собой квинтэссенцию одновременно роскоши, легкости, исторической точности, природной живости и даже музыкальности.
Ярким достижением молодого Гейнсборо стали детские портреты, может быть, лучшие среди детских портретов XVIII века. Особенно убедителен портрет дочерей художника, бегущих за бабочкой, где Гейнсборо мастерски показал индивидуальность каждой девочки, раскрыл внутреннее существо каждой из них. Другой портрет, так любимый зрителями,  –«Голубой мальчик» – портрет обыкновенного подростка, выполненный в стиле Ван Дейка и демонстрирующий силу характера, убедительность, свойственные представителю высшей аристократии.
Любовь к пейзажному жанру, непопулярному в XVIII веке, когда большинство заказов сводились к семейным и индивидуальным портретам, привела художника к созданию нового типа портрета, вписанного в пейзаж. Сумев соединить заказной портрет с пейзажным фоном, Гейнсборо внес большой вклад в развитие пейзажного жанра, его работы можно назвать вехой на пути к романтическому и реалистическому пейзажу.
Ранние пейзажи Гейнсборо выдержаны в светлых серебристых тонах, позже они становятся теплее, менее прозрачными, с красноватыми или оранжевыми оттенками на первом плане и в траве, розовыми в облаках. В этих работах усиливается ообщённость трактовки почвы, песчаных берегов, срубленных деревьев. В поздних пейзажах манера мастера становится более свободной, порой почти эскизной. Образы природы приобретают внутреннюю взволнованность, они сотканы из мазков разной плотности и формы: сине-голубоватых, зеленоватых, серебристых тонов, то сгущенных, то оставляющих видным грунт. Живописная техника Гейнсборо виртуозно передаёт сырой воздух, в котором растворяются густые кроны деревьев, очертания холмов и строений.
Интересен и метод работы Гейнсборо над портретами. Обычно он начинал сразу писать их красками на холсте, не делая предварительных эскизов. Часто он использовал кисти с длинными рукоятками – это позволяло ему, находясь на одинаковом расстоянии от модели и от холста, сохранить и перенести на полотно целостное восприятие образа, что формирует у зрителя ощущение непринужденности героев его картин. Этот эффект усиливается за счет смелого распределения световых пятен: игра света на картинах Гейнсборо создает ощущение мимолетного, ускользающего на наших глазах мгновения. Такой прием через два столетия будут активно использовать и развивать в своих работах художники-импрессионисты. 

Лектор – заведующая научно-просветительским отделом музея Гордеева Лариса Владимировна.

Стоимость билета – 150 р.
Тел. 201-39-82, 266-45-14
г. Ростов-на-Дону, пр.Чехова, 60.

Возврат к списку